ВОСКРЕСЕНСКАЯ СЛОБОДА
Среда, 27.11.2024, 21:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
» Меню сайта

  • Информация о сайте
  • Каталог файлов
  • Каталог статей
  • Дневник
  • Форум
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Доска объявлений
  • ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
  • Страница размещения
  • Вопрос/ответ
  • Собор Св.Троицы г.Ангарск
  • » Категории раздела
    Мои статьи [68]
    Статьи наших гостей. [0]
    Статьи гостей, тематика: Вера, психология, педагогика православная, исскуство, Россия.
    Психология [0]

    » Наш опрос
    Нужен ли Российской армии институт военного священства (капелланов)
    Всего ответов: 358

    » Статистика

    » Форма входа

  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Рождественское вертепное представление
    “Вертеп” — это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены, хотя были вертепы и одноярусные, с одной сценой. Под каждой сценой оставлялось небольшое пространство, закрытое со стороны зрителей, и открытое сзади. Размеры этого пространства должны были быть достаточными, чтобы кукловод мог свободно манипулировать руками, управляя куклами через специальные прорези, проделанные в сцене. Декорации, которыми обычно служили задние стенки ящиков, оформлялись по - разному. Чаще всего они просто оклеивались цветными картинками и бумажными образками, но встречались вертепы, в которых, на внутренних стенках масляными красками были нарисованы целые картины.

    На верхней сцене изображался Вертеп, в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сцены сюжетно связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет.

    На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен.

    В некоторых вертепах была еще и маленькая, расположенная на самом верху, на подобие мезонина , третья сцена. На эту сцену в положенное время выходил Ангел и возвещал о рождении Спасителя.

    Куклы были устроены довольно просто. Вырезались они обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в сцене при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы. Большая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по сцене только с той степенью свободы, которую предоставляли проделанные в сцене прорези и слегка наклоняться. Но Некоторые куклы оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени садиться и совершать тому подобные манипуляции. Уровень художественного исполнения кукол также был различен: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй.

    Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

    Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

    Текст вертепной драмы распадается на две части:

    1. собственно рождественская драма и

    2. механически привязанная к ней сатирически-бытовая интермедия.

    Первая более или менее устойчива в своей композиции и, в зависимости от местности, видоизменяется только редакция текста; устойчивы, в первой части и персонажи: волхвы, три царя, Рахиль, воин, Ирод; вторая же часть, преследуя цели бытовой сатиры, изменяется в зависимости как от местности, где разыгрывается спектакль, так и от находчивости и одаренности вертепщика. Число действующих лиц-кукол в Д. в. доходит до 40. Время существования Д. в. в Польше и России исчисляется приблизительно 200-летним периодом.

    Описание сцен вертепного действа

    1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.

    2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

    Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

    Все уходят.

    Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

    Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

    Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

    Явление 1 Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

    Ангел. Дево днесь пресущественного рождает,
    И земля вертеп к непреступному приносит,
    Ангелы же с пастырями славословят,
    Волствии же со звездою путешествуют,
    Нам бо ради родися,
    Отроча млада, предвечный Бог.

    Ангел поклоняется и уходит.

    Явление 2 Выход трех царей. Цари.

    Шедше трие цари Ко Христу со дары,
    Ирод им предвластен,
    Куда идут, спросити.
    Идем к Рожденному,
    Идем поклониться.
    Идем поклониться,
    Пред Царем явиться,
    Аще поклонюся,
    Пред Царем смирюся,
    Где Христос родися,
    Там звезда явися;
    Звезда грянет чудно
    С востока до полудня.

    Голос из-за сцены. Ангел им являет, На путь наставляет.

    Явление 3 Выходит к ним Ангел.нгел. Идите иным путем,
    К Ироду не ходите:
    Ирод смущает,
    Волхвов созывает,
    Младенцев избивает.

    Цари.

    Шедше трие цари
    Во свои во страны,
    Христа славословят,
    Чая в небе быти,
    На веки хвалити. Цари и Ангел уходят.

    Явление 4 Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

    Ирод. Аз есмь царь,
    Кто может мя снидь?
    Пошлю своя воины
    В страны вифлеемския
    Избить младенцев,
    Сущих первенцев.

    (Встает на троне с громким говором.)

    Воины мои, воины,
    Воины вооруженные,
    Встаньте предо мной.

    Явление 5Воины входят и становятся перед царским троном.

    Воины. Почто, царю, нас призываете,
    Что творить повелеваете?

    Ирод. Подите в страны вифлеемские,
    Избейте всех младенцев,
    Сущих первенцев.

    Воины. Ваше царское величество,
    Ходили мы в вифлеемские страны,
    Избивали всех младенцев,
    Сущих первенцев.
    Одна госпожа Рахиль
    Не дает своего чада убить,
    А хочет идти
    К вашей милости просить.

    Ирод. Кто она такова?
    Привести ее сюда!

    Воины. Идем и приведем!

    Воины уходят.

    Явление 6 Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

    Рахиль. О, царю,
    Великий государю!
    Помилуйте мое чадо-отрочате,
    Чтобы не было чего на том свете отвечати!

    Ирод. Воин, возьми его и убей,
    Чтобы не было более душе и телу скорбей.

    Рахиль. Царь, помилуй мое чадо!

    Ирод. Воин, возьми и убей его!

    Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

    Рахиль. Ах, увы! Ах, увы!
    В горести, печали!
    Ах, увы! Ах, увы!
    В горести, печали!
    Вижу младенца прободенную утробу
    И предаюся гробу.

    Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

    Явление 7 К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

    Ангел. Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
    Увидишь свое чадо
    У Царя Небесного в руцех.
    Маленькое чадо
    В рае будет радо!

    Явление 8В дверь входит Смерть.

    Смерть. Полно тебе, Ирод,
    Проклятый, безумный,
    На сем свете жить.
    Пора тебе, Ирод,
    Во ад снить!

    Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

    Черт. О, проклятый Ироде,
    За твоя превеликия злости
    Поберу тя в преисподнюю бездну... Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

    Явление 9Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

    Пастушок. Нова радость стала,
    Яко в небе хвала,
    Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
    Пастушки идут с ягнятком,
    Пред малым Дитятком
    На колени упадали,
    Христа прославляли:
    "Молим, просим, Христе-Царю,
    Небесный Государю,
    Даруй лето счастливое
    Сему Господарю".

    Описание кукол

    Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

    Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

    Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены. Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

    Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

    1. Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова - она надевается на штырь, а когда ее "срубают", висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой.

    2. Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.

    3. Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды - вначале, либо дважды - вначале и в конце - на поклон Младенцу.

    4. Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две - белая и черная, прикрепляются к пастуху.

    5. Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль - мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Рахиль появляется лишь во второй сцене.

    6. Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один - это вполне приемлемая театральная условность.) Воины - очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене - сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.

    7. Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение - главное в сцене - выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.

    8. Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. "Уносит" условно - достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.




    Источник: http://www.7ya.ru/articles/1965.aspx
    Категория: Мои статьи | Добавил: VoskreSloboda (10.12.2009) | Автор: Греф
    Просмотров: 2127
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    » Поиск

    » Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz