Под
гуманитарным основой я имею в виду знакомство с текстами классической
литературы в рамках школьной программы. Почему именно это важно для
разговора о религии? Европейская и в большей степени русская литературы
выросли на христианской почве и несут в себе, в целом, христианский
взгляд на мир. Судьбы героев из «Преступления и наказания», знаменитое
небо под Аустерлицем, маленькие люди русской литературы от Гоголя до
Чехова – все это прививает некое общее представление о гуманности как о
высшей культуре человека. А символом этой гуманности, проступающим
сквозь образы и сюжеты, является Христос, неоднократно упоминаемый на
страницах произведений Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого,
Достоевского, Чехова, Блока, Ахматовой, Гумилева и др. Так вот, с точки
зрения христианской гуманности, нынешнее поколение атеистов – это
поколение не гуманное, поколение, которое прошло мимо европейской
гуманитарной традиции последнего тысячелетия. Другими словами, в наши
дни, на фоне всех геополитических неурядиц и катаклизмов, произошел
глобальный гуманитарный провал, из темноты которого вышли новые люди.
Это новые люди, которых пока немного, лишены связи с гуманитарной
культурой своей страны. У них нет ключа от двери в дом европейской
культуры. В этом отношении это бездомные люди. Отсюда поверхностное
представление об истории последних двух тысяч лет. Современные атеисты
путаются в датах церковной истории, зачастую христианство для них
начинается с крестовых походов, которые для них являются жупелом в
борьбе против любых представлений о Боге и основной их атеизма
(благородный протест против насилия!).
Люди, не знакомые с миром религий
Обычно
темой для разговора о религии сегодня становится какое-нибудь
высказывание иерарха (особенно не любят патриарха), действия
представителей власти или науки, направленные на сближение с Церковью
(открытие храма при учебном заведении, капелланы в войсках). Поводом
для ругани или осмеяния может стать церковный обычай (например, купание
в проруби на праздник Крещения) или же церковный ритуал (использование
кадила), а также новости скандального характера (о
священниках-педофилах). В лучшем случае, обсуждается существование
Бога… Положения Символа веры, догматы, аспекты церковной истории,
воззрения богословов, жития святых и текст Писания – все это остается
за бортом дискуссии. Причина проста – современный атеист ничего об этом
не знает и знать не хочет.
Люди догмы
Что
же составляет суть их веры? Каковы убеждения нынешних атеистов? Их
немного. Кроме отрицания Бога, есть пару положительных утверждений. Их
можно подытожить в двух-трех постоянно повторяющихся в атеистических
сообществах мантрах типа "все верующие - тупые" или "РПЦ - отстой".
Мантры, как и положено, носят безапелляционный характер, являются
аксиомами, своего рода догмами, которые не поддаются сомнению, иначе
можно оказаться в рядах «безмозглых» верующих. Вместе с мантрами в ход
идут изображения - карикатуры на церковь, ее служителей и Иисуса. Это
помогает атеистам чувствовать свое превосходство над остальными людьми.
Люди брани
Главная цель любой
дискуссии для этих людей – выиграть спор, первым прокричать "слив
защитан!" Это сленговое выражение означает: «Ты проиграл, верующий
дурак, потому что ты тупой!» или что-то в этом роде. Т.е. дискуссия
носит характер соревнования, цель которого далека от обмена мнениями и
знанием, главное – не дать сопернику ответить последним. Чужие мнения и
чужое знание атеисту, живущему догмами (см. предыдущий пункт),
совершенно неважны. Свой образовательный уровень атеисты считают более
чем достаточным, а религию как предмет познания не воспринимают вовсе.
Люди без родины
Покоящаяся,
в основном, на мифах о табаке ненависть к Русской православной церкви –
это, как правило, часть общего комплекса ненависти к России. В голове
современного атеиста существует прочная логическая цепь, которая
связывает РПЦ и государственный аппарат. Будучи совершенно
неосведомленным о сути церковного служения, не обладая даже основными
представлениями о роли церкви в обществе, современный атеист видит в
ней лишь хитрый инструмент власти, которая эксплуатирует невежественные
народные массы. Т.е. начав с РПЦ, критика плавно перетекает на власть
(в лице правительства, армии) и на 80% православных россиян, которых за
глаза называют «быдлом». Себя же нынешние атеисты называют совершенно
другими именами.
Люди научного мифа
Нынешний
атеист считает себя наследником научных школ и даже дерзает говорить от
имени науки. Главным аргументом «научности» атеистического
мировоззрения считается американское социологическое исследование,
показывающее отсутствие у тамошней профессуры вкуса к баптистским
собраниям. Вот этот «железобетонный» аргумент:
Опубликованный
в 1998 году в журнале Nature опрос показал, что процент верующих в
личностного бога или жизнь после смерти по США минимален среди членов
Национальной Академии Наук — только 7 % опрошенных, по сравнению с 85 %
по всему населению Соединенных Штатов.[113] В том же году сотрудник MIT
Франк Салловей (англ. Frank Sulloway) и сотрудник Университета штата
Калифорния Майкл Шермер (англ. Michael Shermer) провели исследование
среди группы, в которой 12 % составляли доктора наук и 62 % —
выпускники ВУЗов. Исследование показало, что 64 % опрошенных верили в
бога (то есть промежуточное значение между таковым для академиков и
средним по стране в вышеописанном исследовании). Кроме того, было
замечено уменьшение числа верующих с повышением уровня образования.[
Это
исследование становится для атеиста непреложным аргументом в пользу
своего неверия. Не сделав ничего для современной науки, нынешний
среднестатистический атеист в своих глазах вырастает в наследника
великой научной традиции, которую продолжают американские профессора.
Религиозные взгляды основоположников современной науки – Паскаля,
Ньютона, Коперника, Галилея и др. – не принимаются в расчет, либо же
имена этих людей бросаются «фтопку!» атеистического мифа, их объявляют
недалекими, незнающими и больными людьми. Т.о., нынешние атеисты
уважают не столько науку, сколько миф о науке и миф о ее
несовместимости с религией.
Дискуссия с современным атеистом
Дискуссия
с современным атеистом не лишена смысла лишь в том случае, если она
фрагментарна, т.е. один вопрос – один ответ. Даже если вам ответили во
второй раз, подумайте – стоит ли продолжать разговор, который, в лучшем
случае, превратится в соревнование, в худшем, закончится обменом
остротами или руганью. Встревать с репликами стоит лишь в том случае,
если в сообщении содержится откровенная клевета и неточные сведения,
искажающие суть христианства. Не рекомендуется вмешиваться в дискуссии
о вопросах морали священнослужителей – атеисты не знакомы со словами
«кто без греха, пусть первый бросит в нее камень» и не в состоянии
отделить суть религии от грехов ее адептов. Вот, собственно, и все!
Это не "Портрет современного атеиста", а удобная (автору и его единомышленникам) модель "атеиста - мальчика для битья". Беда в том, что эта модель абсолютно некорректна... 1. Аргументы относительно "гуманитарной основы" некорректны. Значит, для того, чтобы адекватно воспринимать античную литературу, надо приносить жертвы олимпийцам, а для восприятия японской культуры - непременно быть буддистом либо синтоистом? Или (обратное утверждение) все верующие соответствующих конфессий автоматически являются выдающимися знатоками соответствующей культуры? 2. "Положения Символа веры, догматы, аспекты церковной истории, воззрения богословов, жития святых и текст Писания – все это остается за бортом дискуссии." - полное вранье. Все это неоднократно служило темой обсуждений в том же ру_антирелиджн. Другое дело, что аргументов у верующих не прибавилось (основным поэтому остается "верую, ибо это нелепо" либо, как варианты "я так вижу/чувствую", "не может же столько людей столько времени ошибаться" и т.п.). Поэтому к обсуждению таких тем и относятся без особого интереса... 3. Относительно "убеждений атеистов" - никаких исследований или ссылок на таковые автор не приводит, поэтому всё это остаётся его субъективным и бездоказательным мнением. 4. "Это сленговое выражение означает: «Ты проиграл, верующий дурак, потому что ты тупой!» или что-то в этом роде" - такое рассуждение лишний раз демонстрирует предельный субъективизм автора. Значение выражения "слив засчитан" неоднократно разъяснялось в Сети, и изобретать удобные для автора "значения" вряд ли корректно... 5. "Люди без родины" - во-первых, не все атеисты являются гражданами РФ, и, соответственно, измерять степень их патриотизма по отношению к последней вдвойне нелепо. Во-вторых, "прочная логическая цепь, которая связывает РПЦ и государственный аппарат" - это реальная вещь, многократно доказанная фактами - и современными, и историческими, и объявить её несуществующей при помощи абстрактных рассуждений о "сути церковного служения", об "основных представлениях о роли церкви в обществе" и о некоей "симфонии" сферического государства в вакууме с такой же сферической, белой и пушистой церковью, невозможно. "начав с РПЦ, критика плавно перетекает на власть (в лице правительства, армии) и на 80% православных россиян," - а власть и "80% православных россиян" (сразу вспоминается теория насчет 95% всего существующего :)) находятся вне критики? Это священные коровы? Вроде бы в символе веры таковые не упоминаются... Имхо, такие рассуждения лишний раз наводят на мысль, что РПЦ вообще не христианская церковь, а псевдохристианский языческий культ, поскольку истинными объектами культа в ней являются сама РПЦ, Русское Государство и Русская Имперская Идея™... 6. "Главным аргументом «научности» атеистического мировоззрения считается американское социологическое исследование" - чушь. Главным аргументом НАУЧНОСТИ атеистического мировоззрения является полная НЕНАУЧНОСТЬ основных положений мировоззрения религиозного. Личные взгляды и глюки американских/британских™ и прочих ученых, включая "Паскаля, Ньютона, Коперника, Галилея и др." остаются их личными взглядами. Вообще-то подобные аргументы (ad populi) вообще не обладают доказательной силой - если завтра ВСЕ американские ученые поголовно обратятся в баптизм, от этого баптистские взгляды не станут научными... 7. "Не рекомендуется вмешиваться в дискуссии о вопросах морали священнослужителей – атеисты не знакомы со словами «кто без греха, пусть первый бросит в нее камень» и не в состоянии отделить суть религии от грехов ее адептов." - на самом деле, судя по реакции верующих на многие темы (о пожаре в ночном клубе, о гомосексуализме и т.п.), с этими словами явно не знакомы сами верующие :). Не говоря уж о том, что к людям, претендующим на роль учителей морали и образцов праведности, естественно, применяются более жесткие критерии в этих вопросах...(с) Источник http://alexfromlondon.livejournal.com/6542.html?thread=8334#t8334
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]