Среда, 23 Апреля 2008 г. 23:51 (ссылка)
Архитектура и культура
Византии
В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой
Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали
город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или
Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное
географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре
она заняла видное место среди греческих полисов. В 196 году до н.э.
римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и
разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.
В 330 году император Константин после победы над Лицинием решил
перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император
со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим.
Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем.
Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой
и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам,
выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино, топливо. Архитекторов,
ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков освободил от всех
государственных повинностей. По указанию Константина из Рима, Афин,
Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в
Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь,
мощи святых. Здесь расцвели науки, литература, искусство. Сюда
стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и
Пселл. В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних
рукописей.
Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были
доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и
площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60
тонн золота. Константинополь был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на
семи холмах. Широкие улицы с крытыми галереями, большие площади с
колоннами и статуями, окруженные великолепными зданиями, храмы, дворцы,
триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать.
Сказочной роскошью окружали себя императоры. В главном зале дворца
Магнавра во время приема иностранцев раскладывались сокровища казны —
драгоценности, шитые золотом одежды. В глубине зала находился золотой
трон императора, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные
из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого сидели
разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали. Под звуки
органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный
драгоценностями. Чтобы еще больше поразить иностранных гостей в момент,
когда они входили зал, птицы на золотом дереве взмахивали крыльями, а
львы поднимались и глухо рычали. В то время, когда посол лежал,
распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке
Византии, император вместе с троном возносился кверху, а затем
спускался уже в другом одеянии.
Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть
Константинополем, 29 раз его осаждали — греки, римляне, персы, авары,
болгары, дружины киевских князей, арабы, турки. В XI веке на
Константинополь двинулись крестоносцы. Во время одного из походов они
разгромили город и разграбили все церкви. В 1204 году во времена
четвертого похода крестоносцев после 9-месячной осады они овладели
Константинополем и вторично разграбили его. Многие ценнейшие памятники
древнего искусства были уничтожены. Великолепные бронзовые статуи,
украшавшие дворцы и площади, были перелиты в монеты, только бронзовых
коней, изваянных величайшим скульптором Лисиппом, успели вывезти в
Венецию. Были вскрыты гробницы императоров, из церквей изъяты все
ценности, алтарь Святой Софии — величайший памятник искусства — был
разрушен.
В XV веке Константинополь стал столицей Османской империи, и его
переименовали в Инстанбул (Стамбул). Город начал быстро приобретать
восточный облик, все стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни.
При этом каждый строил свой дом, где ему заблагорассудится. Улицы
сужались, дома отгораживались от внешнего мира глухими заборами,
балконы затеняли и без того темные уличные проходы.
В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику
(небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой
Софии. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший
отстроил ее заново. Однако во время мятежа 532 года она вновь была
сожжена. Царствовавший тогда император Юстиниан уже готовился бежать из
страны, когда полководец Велизарий вошел с войсками в Константинополь и
подавил восстание, уничтожив почти 40 000 жителей. В честь этой победы
на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть
великолепный храм. Он пригласил известных архитекторов — Анфимия из
Тралл и Исидора из Милета — и поручил им постройку храма. Закладка его
состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его работали 10 000
человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал
стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на
сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от
Египта. По приказу императора все провинции и города империи поставляли
в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор.
Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают
восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса —
светло-зеленый, из Ясоса — бело-красный, из Фригии — розовый с
прожилками. Много необычного было в строительстве этого собора. Известь
изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней
доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу
золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины —
словом, все самое дорогое.
Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников
неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего
этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что
план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между
императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон
делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел
и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.