Сергей Житенёв: «Возрождение православного паломничества напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране».
–
Сергей Юрьевич, не могли бы Вы вкратце рассказать нашим посетителям о
паломничестве как о явлении русской православной культуры? Как и в
какие годы оно возникло на Руси, когда получило особое распространение?
–
Православное паломничество зародилось на Руси в Х веке, задолго до
принятия христианства, и за десять веков существования стало
неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа. Русское православное
паломничество в начальные века отечественной истории в основном было
направлено к зарубежным святыням Вселенского Православия:
Константинополь, Иерусалим, Афон и т.д.
По
мере появления в Древней Руси отечественных святых мест русские
паломники также стали им поклоняться. Феномен русского православного
паломничества явил миру выдающиеся образцы культуры и искусства.
Богомолье
нашло своё отражение в древнерусском эпосе – былинах, сказаниях,
духовных стихах и других произведениях народного творчества. Это очень
объёмный предмет для рассмотрения, поэтому только отметим, что тема
паломничества присутствует в былинах о главной и любимой в народе
фигуре древнерусского эпоса – преподобном богатыре Илие Муромце.
В XI веке возник литературный жанр «хождения»,
то есть литературных, исторических, географических и богословских
произведений о паломнических путешествиях в страны Библейского региона.
В истории древнерусской литературы «хождения» выделяются как
самостоятельный жанр, в который включаются сочинения в виде путевых
записок, отчётов и воспоминаний о посещении святых мест Православного
Востока. Основоположником жанра «хождений» был знаменитый древнерусский
паломник игумен Даниил. 900-летие его паломничества в
Святую Землю мы отмечали в прошлом, 2007 году. «Хождения» как жанр
отечественной литературы дожил до ХХ века и в видоизменённой форме
развивается в настоящее время. Свидетельством тому являются очень
интересные очерки о путешествиях современных паломников, опубликованные
на страницах нашего журнала «Православный паломник». Также
подтверждением сохранения и развития паломнического жанра в современной
литературе может служить появление в последнее десятилетие книг таких
писателей, как – архимандрита Августина (Никитина), В.Н. Ганичева, В.Н.
Крупина, Н.Н. Лисового, О.С. Надпорожской и др.
Образ
Небесного Града Иерусалима, получивший повсеместное и очень интересное
развитие в древнерусской иконописи, также является отражением
паломнической темы в нашем отечественном искусстве. Велико искусство
древнерусских умельцев, создававших изумительные по красоте нательные
иконы и кресты-реликварии (мощевики), в которые вкладывали частички
честных мощей святых Божиих праведников и других святынь, приносимых
богомольцами из долгих и опасных паломнических путешествий.
Православное
паломничество из России на Православный Восток достигло своего
наивысшего расцвета во второй половине XIX – в начале XX веков. Этому
во многом способствовала деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Императорского Православного Палестинского Общества,
основанного 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге, благодаря которому
святые места могли посещать богомольцы разных социальных слоев.
Массовое богомолье к отечественным святыням приняло по своим масштабам
грандиозный характер. Именно в этот период выдающиеся русские художники
и писатели создали произведения о святых местах нашего Отечества и
святынях Вселенского Православия, а также о многовековой традиции
православного паломничества.
К
сожалению, после трагических событий 1917 года в нашей стране
паломничество как вид религиозной деятельности было запрещено. Однако,
несмотря на антицерковную политику государства, направленную на
уничтожение Русской Православной Церкви, верующие люди по-прежнему
тайно ходили на поклонение святым местам. По великим церковным
праздникам к Лаврам и монастырям стекались паломники. Но постепенно их
становилось всё меньше и меньше, так как советские карательные органы
год от года усиливали борьбу с любыми проявлениями у людей православной
веры.
С
середины прошлого столетия немногочисленные паломнические группы,
официальные делегации Русской Православной Церкви стали совершать
поездки в Святую Землю и на Афон. Эти поездки имели в то время
колоссальное значение: во-первых, они сохраняли преемственность
русского паломничества и говорили о том, что паломничество из России не
прекратилось, во-вторых – не давали забыть о существовании Святой Руси.
В-третьих, и это было особенно важно, люди, побывавшие в святых местах,
рассказами и свидетельствами о своих поездках воодушевляли верующих, не
имевших возможность посетить Святую Землю, Афон и другие святыни
Вселенского Православия.
Русское
православное паломничество начало постепенно возрождаться в 1991 году,
когда граждане Российской Федерации получили возможность
беспрепятственно выезжать за границу. В тот период отечественной
истории у верующих сразу же возросло стремление посетить места,
запечатленные в Священной Истории, прикоснуться к святыням, получить
духовное поддержку, пообщаться с братьями и сёстрами по вере. С этого
же времени началось возрождение массового паломничества из России в
Православный Восток, прежде всего в Святую Землю.
В
истории Русской Православной Церкви паломническая традиция прерывалась
дважды: во время нашествия монголов на Русь в XIII веке и в советский
период в XX веке. Первый раз паломничество восстанавливалось свыше ста
лет. Сейчас прошло всего лишь семнадцать лет после событий 1991 года, а
мы уже видим, как начало возрождаться массовое паломническое движение.
При этом следует понимать, что мы находимся только в самом начале пути
и предстоит сделать ещё многое для того, чтобы современное
паломничество достигло не только количественного уровня по отношению к
дореволюционному, но и могло соответствовать ему качественно.
– Расскажите, пожалуйста, посетителям нашего портала о Вашем детище – Паломническом центре Русской Православной Церкви. Как возникла идея создания данного учреждения? Кто стоял у истоков? С чего и в какие годы началась деятельность центра?
–
Возрождение паломнических традиций Русской Православной Церкви связано
с немалыми трудностями, многое приходилось начинать действительно с
нуля. В 90-х годах прошлого столетия Русская Православная Церковь не
имела возможности системно заниматься возрождением и развитием
массового паломничества. Вследствие этого паломнические поездки стали
осуществляться многочисленными коммерческими туристскими фирмами и
общественными организациями, не представлявшими сущность православного
богомолья и не имевшими опыта организации паломнических поездок. Именно
тогда возникло главное заблуждение, сохраняющееся до сих пор, что
паломничество является разновидностью туризма. Находились даже люди,
говорившие о том, что туризм возник ранее паломничества, хотя это,
безусловно, не так: только русскому православному паломничеству не менее 1000 лет,
а в целом массовому христианскому паломничеству почти 1700 лет.
Массовый же туризм в современном его понимании возник лишь в первой
половине XX века. В результате неосведомленности и непонимании
руководителей и сотрудников турфирм сущности православного
паломничества, между ними и богомольцами, выезжавшими к зарубежным
святыням, нередко разгорались конфликты, которые приходилось улаживать
Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата (далее – ОВЦС
МП).
В
тот момент Русская Православная Церковь оказалась перед важным выбором
– смириться с тем, что православное паломничество будет организовывать
туристская отрасль (при этом смысл паломничества искажается, а сама
древняя традиция теряет своё основное духовное назначение) или же взять
паломническое дело в свои руки.
Осознавая
сложность ситуации, Священный Синод Русской Православной Церкви поручил
ОВЦС МП возглавить работу по возрождению тысячелетней традиции
паломничества к зарубежным и российским святыням. Идея создания
Паломнического центра принадлежит Председателю ОВЦС МП, Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, который и пригласил меня к соработничеству в деле возрождения православного паломничества. И в 1999 году,
по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II, ОВЦС МП образовал на базе гостиницы «Университетская» Паломнический
центр Московского Патриархата, главной задачей которого стало
возрождение православного паломничества и создание церковной
гостиничной сети. В настоящее время Паломнический центр активно
занимается организацией паломнических поездок верующих из России к
святым местам Отечества и Вселенского Православия, а также привлекает
православных, проживающих за рубежом, для посещения российских святынь.
– Вы
уже затронули тему взаимоотношения паломничества и туризма, но хотелось
бы остановиться на этом более подробно. В чём заключается существенное
отличие туристской поездки от паломнической?
–
Основной целью паломничества является поклонение святыне, молитва и
посещение богослужений, то есть напряженная духовная работа. Иногда
паломники становятся так называемыми «трудникам», то есть работают во
славу Божию в святых местах. Паломничество всегда было и до настоящего
времени остаётся частью религиозной жизни каждого верующего человека,
так как все мечтают посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя
и Пресвятой Богородицы, апостолов и святых. Паломничество
осуществляется только по благословению духовника, настоятеля храма или
правящего архиерея и после специальной подготовки. При этом очень
важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к
святыне, был искренним. Если человек совершает паломническую поездку
только ради любопытства – это уже не паломничество, а религиозный
туризм. Современные паломнические поездки помогают познать глубины
Православия и его историю, способствовать воцерковлению и углублению
веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно
то, что путешествие к православным святыням способствует единению всех
чад Церкви, связывая их крепкими духовными узами.
Туризм
по своей социально-экономической сущности является системой
предоставления услуг для людей, совершающих туристскую поездку с
какой-либо целью, не связанной с его производственной деятельностью.
Целей в туризме может быть очень много, но в контексте нашего разговора
мы выделим религиозную цель, то есть стремление человека изучить или
просто познакомиться с архитектурными памятниками или объектами
культурного и исторического наследия. Она является побудительной
причиной для осуществления религиозного туризма, представляющего собой
подвид познавательного туризма.
– С какими проблемами приходилось сталкиваться Паломническому центру за годы существования?
–
Проблем было много и ещё не мало – осталось. Основной проблемой, о
которой я уже упоминал, заключается в том, что традиция паломничества
была прервана на длительное время и её до сих пор не удается
восстановить в полном объёме. Следствием этого является непонимание
истинного значение паломничества среди современных верующих людей.
Второй
серьезной проблемой является то, что в нашей стране до сих пор остаётся
нерешённым правовой статус паломничества: паломничество регулируется
коммерческим туристским законодательством, хотя, как известно, паломничество и туризм – абсолютно разные понятия и явления. Представители
Русской Православной Церкви неоднократно поднимали и продолжают
поднимать перед законодательной и исполнительной властью России вопрос
о необходимости отделения паломничества от туризма, однако до
настоящего времени вопрос не решён.
К
сожалению, значительная часть как зарубежных, так и внутренних
российских паломнических поездок в настоящее время по-прежнему
организуется коммерческими туристскими фирмами, которые, как правило,
игнорируют духовные потребности паломников и многовековые традиции
православного богомолья.
Помимо
этого, перед паломническим движением остро стоят следующие проблемы:
недостаточное количество епархиальных паломнических структур и дефицит
профессионального кадрового состава, среди которого особенно остро
ощущается отсутствие подготовленных православных экскурсоводов.
–
Какие изменения произошли в сфере паломничества за последнее время? Что
было сделано (какие-то серьезные достижения, яркие, знаковые моменты,
события)?
–
Паломническое движение в России набирает силу и уже есть первые
существенные результаты. В начале двухтысячных годов в отдельных
епархиях, монастырях и храмах существовали или были созданы первые
паломнические службы и организации. А сегодня, хотя прошло всего 8 лет,
почти 70% епархий РПЦ в России, Украине и Белоруссии имеют
паломнические службы.
Усилиями
ОВЦС МП, МИД РФ и Паломнического центра в 2000-2007 годах была
возобновлена деятельность Императорского Православного Палестинского
Общества (далее ИППО). Паломнический центр совместно с ИППО постоянно
проводит конференции, семинары, круглые столы и чтения, во время
которых рассматриваются вопросы истории, богословии, организации и
другие насущные проблемы современного паломничества. В этот же период
по благословению Священноначалия нашей Церкви в Паломническом центре
были открыты курсы для подготовки специалистов в сфере паломничества
для епархий, монастырей, благочиний и храмов.
Считаю большим достижением то, что коллективу Паломнического центра удалось превратить гостиницу «Университетская» в православную организацию.
У нас в гостинице уже пять лет идут богослужения в домовом храме во имя
святой равноапостольной великой княгини Ольги. Гостиница
«Университетская» трудами всех его сотрудников получила известность в
стране и за рубежом. Она стала первой мирской гостиницей паломнического
класса в России, которая принимает не только православных богомольцев,
но и туристов, и паломников других вероисповеданий.
– Какие поездки вызывают у верующих наибольший интерес и с чем, на Ваш взгляд, это связано?
–
Безусловно, все православные христиане мечтают посетить Святую Землю,
поклонится Гробу Господню и местам, связанным с земной жизнью Спасителя
и Пресвятой Богородицы. Также многие православные паломники стремятся
посетить святыни Константинополя и Турции, Афона и Греции, Рима и
Италии, Каира и Египта, Дамаска и Сирии, Ливана, Иордании, Сербии,
Болгарии и Румынии. Многие русские паломники только недавно узнали о
святынях, которые находятся в Германии, Франции, Великобритании и
других западноевропейских странах
Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,
который неоднократно посещал Святую Землю и многие святые места как
Отечественного, так и Вселенского Православия. Большое значение имеют паломнические поездки президента России В.В. Путина,
который первым в истории в качестве главы Российского государства
посетил Иерусалим и Святую Гору Афон. Также ежегодно по нескольку раз
совершают паломничества все архиереи нашей Церкви, как к святыням своих
епархий, так и к святым местам Вселенского Православия. Пример этих
выдающихся людей, несомненно, побуждает многих наших соотечественников
отправляться к отечественным, местночтимым и общецерковным, а также
зарубежным святыням.
За
последние годы резко возрос уровень паломничества к отечественным
святыням, который составил, по экспертным оценкам, около 3 миллионов
человек в прошлом году. А у православных верующих за рубежом возрос
интерес к посещению российских православных святынь. Особенно после
подписания акта о каноническом общении между Русской Православной
Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, состоявшегося 17
мая 2007 года в Москве.
В
последние годы во многих епархиях стали возрождаться крестные ходы –
традиционная форма массового паломничества. Также возрождается традиция
массового паломничества в дни великих праздников к Троице-Сергиевой,
Киево-Печерской, Александро-Невской и Почаевской Лаврам. Возрождение
православного паломничества напрямую связано с возрождением духовности
в нашей стране. Занимаясь возрождением этой почитаемой традиции, важно
всегда помнить о цели и глубоком духовном смысле русского богомолья.
Епископ Егорьевский Марк и генеральный директор ПЦ МП С.Ю.Житенев |
– Ограничивается ли деятельность Паломнического центра Московского Патриархата организацией поездок паломников?
–
Конечно, нет. Паломнический центр принимает активное участие в
подготовке и проведении многих крупных церковных мероприятий (для этого
на базе Паломнического центра был создан Православно-просветительский
комплекс), организует церковно-научные конференции, художественные
выставки, музыкальные фестивали, культурно-просветительские и массовые
мероприятия. В гостинице «Университетская» проводят свои заседания
авторитетные общественные организации: Межрелигиозный совет России,
ИППО, Союз православных граждан, Российское Дворянское Собрание и
другие.
Паломническим
центром Московского Патриархата было также предложено возрождение
дореволюционного журнала «Русский паломник». Эта мысль получила
поддержку со стороны Святейшего Патриарха Алексия II, который в 2001
году благословил начать издание журнала, правда, с другим названием – «Православный паломник». Главным редактором журнала, который успешно выпускается до сих пор, является Заместитель Председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк,
а в редакционный совет журнала входят известные богословы, ученые,
писатели, архивисты. Главной целью издания является возрождение
традиций православного паломничества и его популяризация. На его
страницах рассказывается о святых местах в России и за рубежом,
публикуются ранее не изданные архивные материалы, делается обзор
наиболее важных и интересных событий православной паломнической жизни.
А в прошлом году в Паломническом центре Московского Патриархата вышел первый в истории Русской Православной Церкви «Словарь православного паломника».
Авторы и составители словаря планируют в дальнейшем продолжить свою
работу и через некоторое время подготовить к изданию большую
энциклопедию, посвященную истории и богословию русского православного
паломничества.
– Удалось ли Вам, Сергей Юрьевич, посетить портал «Православная книга России»? Какими будут Ваши отзывы о нашем портале?
–
Посетить Ваш портал удалось, и он мне очень понравился: как его дизайн
и структура подачи информации, так и содержание. Красочный и полезный
портал. Популяризация православных книг, распространение информации о
современной церковной издательской деятельности, то есть то, чем
занимается Ваш портал, – очень нужное и своевременное дело.
– Что вы пожелаете посетителям портала «Православная книга России»?
–
Чтобы девиз каждого стал таким: ни дня без православной книги!
Воспитайте в себе и у своих ближних потребность в чтении православных
текстов. И не важно, будут ли эти тексты отпечатаны в типографии или
представлены в электронной версии. Главное – читайте православную
литературу, в первую очередь, конечно же, Священное Писание, хотя бы
несколько страниц в день.
Ирина Стрижова
Источник: http://www.pravkniga.ru/interview/74/ |