Наталья Валевская – модельер, член союза художников России, обладатель ордена Александра Невского 3-й степени в номинации «За вклад в развитие высокой моды в столице и сохранение русских традиций». Глава модного дома «Наталья Валевская». Специализация Дома Моды «Наталья Валевская», который открылся в 1998 году, – женская одежда и аксессуары. Старинные традиции русских художественных ремесел, лучшие ткани и фурнитура европейских производителей, в том числе кружева и гипюры, используемые в коллекциях ведущих дизайнеров мира, отделка жемчугом, кораллами, малахитом, хризопразами, бирюзой, делают каждый предмет, изготовленный в стенах Дома, настоящим произведением искусства. На создание наиболее сложных моделей уходит до 1200 часов ручного труда.
Непосвященному человеку, глядя на миниатюрную, хрупкую девушку с красивым лицом, светящимися добротой глазами и аристократическими манерами, трудно поверить, что перед ним одна из самых уважаемых, востребованных и дорогих кутюрье России – Наталья Валевская.
Создавать одежду Наталья начала, когда ей еще не было двадцати лет. Большую роль в решении девушки стать дизайнером сыграла семья, в которой много внимания уделяется воспитанию культурного, высокообразованного человека, а также всячески поощряется развитие творческого начала у детей и формирование ответственного отношения за выполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, в этой, сумевшей сохранить не только звучную дворянскую фамилию, но и истинно дворянский дух, семье из поколения в поколение, от матери к дочери, передавались традиции рукоделия, которым некогда должна была владеть каждая дворянская барышня.
В конце девяностых годов Наталья Валевская открыла в Москве небольшую частную фирму, делавшую на заказ красивую одежду. Созданные в ее мастерской платья поражали не столько качественным кроем, подчеркивающим достоинства женской фигуры и скрывающим ее недостатки, сколько декоративным оформлением каждого наряда. Сама Наталья знает и в совершенстве владеет многими приемами вышивки разных времен и народов, а подобранная ею команда профессионалов высочайшего класса способна выполнять сложнейшие рукодельные работы.
К началу нового тысячелетия имя молодого дизайнера одежды Натальи Валевской уже хорошо знали и стремились стать ее клиентами люди, имеющие тонкий вкус. К этому времени в российском обществе произошли значительные перемены – сограждане стали более грамотными и просвещенными в области моды и стиля, способными понять, что такое настоящий кутюр, а что лишь выдается за него. Вот тогда Наталья открыла свой собственный модный дом.
Ее первая коллекция имела эффект разорвавшейся бомбы – специалисты и многочисленные коллеги по цеху вынуждены были констатировать, что в нашем отечестве появился настоящий творец высокой моды. Наряды, создаваемые Натальей Валевской, полностью отвечают требованиям одежды от-кутюр – в моделях используются только очень дорогие ткани, меха, кожа, кружево, а также натуральные полудрагоценные камни. Разница состоит лишь в том, что традиционный кутюр – это одежда одного или максимум двух выходов, а наряды «от Валевской» можно носить продолжительное время, подвергать химической чистке и даже передавать по наследству, настолько качественно и добротно они сделаны.
В своем творчестве Наталья Валевская широко использует народные мотивы, выполненные в соответствии с западными традициями и современными тенденциями высокой моды. Почти все модели украшает ручная вышивка, на которую уходят долгие часы работы. Эта вышивка сама по себе является произведением искусства, а в сочетании с дорогой одеждой становится малодоступной роскошью.
За годы, прошедшие с момента открытия собственного модного дома в России, Наталья немало преуспела в своем творчестве. Ее имя уже хорошо известно среди ценителей прекрасного в разных странах мира. На каждом великосветском балу можно встретить наряды или аксессуары, созданные в ее мастерской. Со всех концов Земли к ней поступают предложения о сотрудничестве и просьбы провести показы. Ее коллекции зачастую раскупаются прямо с подиума. Среди девушек-моделей считается необычайно престижным пройти кастинг и принять участие в показах. Правительство Москвы наградило Дом премией имени Александра Невского третьей степени «Честь превыше Выгоды» за вклад в развитие моды и поддержку старинных традиций.
Несмотря на такой успех и высокую востребованность, Наталья критически относится к себе, постоянно самосовершенствуется, где можно получает дополнительные знания и много занимается благотворительной работой, о которой старается не говорить. И хотя конец года для Натальи Валевской – время активной подготовки к двум большим показам, эта талантливая женщина не пошла проторенным путем и решила предновогодний показ объединить с праздничным вечером для детей и их родителей. Судя по серьезности и масштабу задумки, малыши, которым посчастливится попасть на этот праздник, запомнят его надолго.
Несмотря на высочайшую занятость, Наталья охотно согласилась встретиться с корреспондентом портала «Православная книга России» и ответить на вопросы.
– Подходит к концу 2007 год, каким он был для Вас?
– Год был крайне насыщен разными событиям. Обо всех сразу не стану распространяться, но о самом важном не могу не вспомнить. В этом году сбылась моя давняя, заветная мечта – произошло историческое событие, которое давно должно было произойти: объединились Российская и Зарубежная Русская Православные Церкви. Как православная христианка, я необычайно этому рада. Часто бывая за границей, я обязательно посещала православные церкви, где всегда физически и душевно ощущала себя в близкой и родной мне обстановке, порой забывая, что нахожусь в другой части света.
– Как Вы пришли к Православию? Корни идут из семьи?
– Православное воспитание в нашей семье было, наверное, классическим для СССР и того строя, в котором мы жили. Мою маму, тетю и меня тайно крестили в раннем детстве, вывозя в другие города подальше от Москвы и общих знакомых. Потому что мой дедушка был достаточно известным ученым, и, как многие из нас знают, ученые страны советов должны были быть атеистами и «строителями коммунизма». Но бабушка моя оставалась верующей. В их доме только в одной комнате – спальне, в которую никогда не заходили посторонние, висели православные иконы – образы Спасителя и Богоматери, перед которыми постоянно горела лампадка. Бабушка молилась всегда и до сих пор ровно час молится каждое утро и вечер.
В детстве и юности я относилась к православной вере довольно легкомысленно, лет с семнадцати стала ходить в церковь 2-3 раза в месяц, где, не до конца осознавая, что делаю, произносила слова молитвы, которые шли из души. Мне бабушка объясняла, что, если учишься в институте и идешь сдавать экзамен, следует подойти к иконам Сергия Радонежского и Николая Чудотворца и попросить, чтобы на экзамене все прошло хорошо. Это было несколько утилитарное и потребительское отношение к вере. Но приблизительно четыре с половиной года назад вера в Бога пришла ко мне серьезно и осознано.
К сожалению, так получается, что большинство людей и я в том числе приходят к вере в Бога в тяжелые моменты жизни, связанные с какими-то потерями или неурядицами. У меня был достаточно тяжелый период жизни, когда я всем своим существом осознала, что я ВЕРУЮ. У меня появилась потребность ходить в церковь на службу и учить наизусть молитвы «Отче наш», «Богородица Дева радуйся» и др. Я начала усиленно читать Евангелие, лучше разбираться в житиях святых. Но год назад вера в Бога стала неотъемлемой частью моей жизни. Не зря во многих мировых традициях переходный возраст человека от юности к зрелости обозначен 28–29 годами. Это период, когда в душевном состоянии происходит переломный момент, когда человек понимает и полностью осознает, чего хочет в жизни, определяет, во что верит, кого благодарит и к кому обращается в моменты горести и радости.
Для меня евангельские заповеди и православные молитвы стали жизненно необходимыми и жизнеутверждающими. Это правила жизни, по которым я живу: чем-то они меня ограничивают, где-то направляют. И в радости и в горе вера в Бога – единственное, что меня поддерживает. Вера дает мне жизненные силы и импульсы для творчества. Священники, с которыми я много разговаривала и к которым обращалась за советами, часто говорили о том, что когда человек принимает твердое решение, что встает на сторону Бога, на сторону света и добра и до конца будет идти по этому пути, в его жизни начинают происходить какие-то неприятности, появляются многочисленные искушения и испытания. Не минула и меня сия чаша! Но в это же время с человеком начинают происходить чудеса и различные знамения. Что также произошло в моей жизни! Поэтому я верю в чудеса и точно знаю, что хотя земной путь верующего человека достаточно тернист, это мой путь!
– В российском обществе сейчас происходят ожесточенные дебаты о целесообразности преподавания в школах основ Православия, каково Ваше мнение по этому поводу?
– Основываясь на собственном опыте, должна сказать, что с азами христианской веры детей нужно знакомить в раннем возрасте. Ребенок должен знать библейские истории, благо сейчас, в отличие от времени моего детства и детства моих родителей, выпускается много красочной литературы для детей, где в доступной форме пересказывается Библия, рассказывается о житиях святых, приводятся основные христианские каноны и объясняется, что такое Грех. Из этого не нужно делать вывод, что такая информация будет всех изучающих приводить к слепой вере. Нет, к истинной Вере в Бога каждый человек придет (или не придет) самостоятельно и осмысленно. А знания никогда не бывают лишними.
– Раз уж мы коснулись темы христианской литературы, хочу поинтересоваться, какие православные книги Вы прочли в последнее время и что собираетесь читать?
– Я постоянно перечитываю Новый Завет, каждый раз открывая в этой книге что-то новое для себя. Недавно с большим удовольствием прочитала книгу Натальи Горбачевой о святом Серафиме Саровском. Это очень увлекательное повествование, основанное на воспоминаниях Ивана Мотовилова, долгое время находившегося рядом со святым. Очень советую прочитать эту книгу. Для себя я наметила ближайшее время прочитать жития православных святых.
– Интервью с Вами появится на интернет-портале «Православная книга России», насколько Вы знакомы с этим порталом?
– О портале я узнала совсем недавно и была приятно удивлена его содержанием. Хорошо, что благодаря развитию новых технологий у современных людей в разных уголках планеты есть счастливая возможность знакомиться с новинками издательств, специализирующихся на выпуске православной литературы.
– Хочу задать несколько неприятный вопрос: Вы создаете очень красивую, дорогую, порой роскошную одежду, приобрести которую могут себе позволить только очень обеспеченные люди. В связи с тем, что наряды «от Валевской» пользуются огромным спросом и уже давно являются показателем высокого статуса и крупного размера кошелька их обладателей, не противоречите ли Вы евангельским заповедям и не вводите ли людей в искушение, провоцируя гордыню и зависть?
– Ответ на этот вопрос хочу начать с цитаты одного известного православного подвижника, нашего современника. Ему задали вопрос: «Как Вы относитесь к моде?» Он ответил так: «Мода, конечно, не приближает к Богу, но и не отдаляет от него!» Я считаю, что в этой фразе скрыто очень многое. Да, я создаю красивую и дорогую одежду с использованием традиций рукоделия различных народов мира. Мои наряды в большей степени предназначены не для повседневного ношения (хотя в коллекциях немало и такой одежды), а для исключительных торжественных случаев. Каждая модель – уникальна и неповторима по своему дизайну и исполнению. Одежда, предназначенная для людей, стоящих на высших ступенях социальной лестницы, существовала всегда. Эта одежда наравне с произведениями ювелирного и оружейного искусства всегда высоко ценилась, бережно сохранялась и передавалась из поколения в поколение.
Благодаря мужским и женским нарядам, хранящимся в различных музеях мира, мы сейчас имеем возможность изучать традиции, манеру обработки тканей, специфику кроя и приемы рукоделия мастеров разных эпох и народов. Я создаю именно такую одежду – дорогую и добротную, которая долгие годы будет актуальна и востребована.
А что касается введения в искушение и провоцирование гордыни и зависти, то ведь дело не в плодах моих трудов, а в культуре, воспитании и крепости духа людей. Вызвать зависть или гордыню у предрасположенного к этому человека могут не только предметы роскоши, но и красивый голос, здоровый румянец или умение хорошо двигаться. Да, среди богатых людей немало тех, кто скупает предметы роскоши для демонстрации собственного финансового положения, гордится этим и считает, что таким образом стал выше остальных, но это их собственный выбор.
– Вашими клиентами являются люди, принадлежащие к так называемому «высшему свету», со многими из них у Вас установились приятельские и даже дружеские отношения. Расскажите, как эти люди относятся к религии, насколько чтят христианские заповеди?
– Не буду говорить о личностях, потому что не имею на это право. Хочу сказать, что знаю очень много людей, с достаточно серьезным социальным статусом и с финансовым положением, которые веруют в Бога, много помогают нуждающимся людям, а также различным приютам, больницам, церквям, монастырям. Эти люди относятся к богатству философски, понимая, что сегодня деньги есть, а завтра их может просто не быть, и много жертвуют на благотворительность, но совершенно не афишируя это.
Я считаю, что истинная помощь как раз заключается в том, чтобы делать это от души, не рекламируя свой поступок на каждом шагу. В этом и состоит настоящий христианский подвиг. Любой хороший поступок перестает быть Поступком, когда совершивший его человек этим похвалился. Многие из моих знакомых богатых людей, может быть, не соблюдают постов и в чем-то (как впрочем и я, да и 99% населения) нарушают отдельные христианские каноны. Но здесь я хочу перефразировать знаменитую фразу святого Серафима Саровского, обращенную к христианам: «Если Вам идет пост, то поститесь. Если вам идет молитва, то молитесь. А если вам идет жертвование денег, то жертвуйте. И спасены будете».
Далеко не каждый человек способен совершать серьезные христианские подвиги – это дано лишь избранным людям, которыми мы восхищаемся, перед душевной силой которых преклоняемся и у которых просим защиты и помощи. Но большинство из нас живет мирской жизнью. И все мы в миру вольно или невольно совершаем ошибки, в которых одни раскаиваются, а другие ставят их себе в заслугу. Все зависит от воспитания и христианского понимания греха. Но я могу твердо заявить, что и в высшем свете, как и во всех слоях населения, есть и негативные люди, и позитивные, готовые к самопожертвованию. И еще большой вопрос, в каком социальном слое чистых душой людей больше, а где меньше. Ведь среди финансово независимых граждан очень ценится образование, и чем лучше человек просвещен, тем больше он начинает думать о душе, о будущем своих детей и внуков, на которых могут пасть грехи родителей. Поэтому постарается не делать каких-то гадостей и не совершать подлых поступков.
– Хотя Вы не любите говорить о своей благотворительной деятельности, но все же не могу не спросить о Вашем участии в мероприятиях, сбор от которых идет на борьбу с педофилией. Расскажите об этом подробнее.
– Педофилия – страшное бедствие нашего времени. Во многих странах мира очень много неравнодушных к этой проблеме людей, стремящихся серьезно, на государственном уровне, разрешить ее. Существует Международный фонд борьбы с педофилией, деятельность которого уже принесла ощутимую пользу в деле предотвращения развращения детей. Такие победы трудно зафиксировать, ведь в отличие от множества других правонарушений, статистика учета преступлений по развращению детей страдает большой погрешностью.
Многие дети, ставшие жертвой педофилов, бояться кому-нибудь в этом признаться, замыкаются в себе и долгие годы хранят свою тайну. Вся беда в том, что подвергшийся сексуальному насилию ребенок, кроме физической, получает тяжелейшую психическую травму, которая обязательно даст о себе знать в течение его жизни. В начале января 2008 года на престижном швейцарском курорте Сент Мориц состоится благотворительный бал, демонстрация моей коллекции «Шехерезада». Собранные на этом показе средства будут перечислены в Фонд.
– Международный фонд борьбы с педофилией во многих странах мира имеет свои филиалы, которые возглавляют публичные люди, хорошо известные как в своей стране, так и за рубежом. Если руководители Фонда обратятся к Вам с предложением возглавить российский филиал (которого еще нет в нашей стране), Вы дадите свое согласие?
– В случае появления в России филиала Фонда я готова работать в нем не только сама, но также могу привлечь много добровольцев, моих единомышленников, способных принести реальную помощь в борьбе с педофилией. Если же мне будет оказано доверие встать во главе этого филиала, я непременно дам свое согласие, хотя полностью отдаю себе отчет, насколько это нелегкое дело, требующее полной самоотдачи.
– Весной этого года Вы показали коллекцию, отличающуюся от всех предыдущих, расскажите о ней подробнее.
– В коллекции «Между Небом и Землей» я сумела воплотить давнюю мечту – создать коллекцию для души. В моде от-кутюр одним из доминирующих направлений и негласным требованием является подчеркивание сексуальности человека. Я отдавала себе отчет, что, создавая одежду, провоцирующую чьи-то плотские желания, таким образом иду вразрез с христианскими канонами. Это очень мучило меня. Наконец, несмотря ни на что, я создала красивую целомудренную коллекцию, выполненную в соответствии со всеми требованиями и правилами высокой моды. Судя по отзывам зрителей и по их стремлению приобрести вещи из этой коллекции, мои взгляды на высокую моду разделяют многие постоянные клиенты и люди, чьим мнением я очень дорожу.
– Вы – постоянный посетитель экспозиций, где демонстрируются церковные облачения православных священников, скажите, этот вид одежды стал для Вас, как для дизайнера, источником вдохновения?
– Среди православных христиан, полностью посвятивших свою жизнь служению Господу Богу, есть монашество и священнослужители. Православные монахи принимают на себя очень много серьезных обетов и подвигов, отказываясь от большинства радостей мирской жизни, а кто-то добровольно берет на себя подвиг нищенства. Это очень серьезный шаг, решиться на который способен человек, обладающий необычайной силой духа. Я считаю, что эти люди выше нас всех – мирских людей на несколько ступеней развития. Поэтому одежда православного монашества символизирует душевную чистоту и отказ от всего мирского.
Но иная картина наблюдается у православных священнослужителей. Их облачение очень красивое, состоящее из большого количества предметов, каждое из которых имеет собственное предназначение. Русское Православие пришло к нам из Византии. И по началу облачения священнослужителей несли в себе наследственные черты декоративного оформления, принятые и распространенные в Византии. Но со временем, хотя фасон и покрой одежды остались без изменений, на ее декоре стали появляться русские мотивы, отражающие традиции рукоделия, принятые в различных местностях.
В хранилищах Московского Кремля находится немало замечательных, великолепных церковных облачений, выполненных разным шитьем с применением натуральных камней. Меня просто поразила одна епитрахиль, сложнейший узор на которой сделан мельчайшим речным жемчугом размером 2-3 миллиметра! Вначале я даже не могла понять и поверить, что это натуральный жемчуг, и приняла его за бисер. Это настоящий шедевр декоративно-прикладного искусства, уникальный по своей трудоемкости, сложности и дизайну.
Я просто преклоняюсь перед красотой церковного облачения. Особенно мне нравятся облачения на самый великий христианский праздник – Пасху. В течение праздничной службы происходит троекратное переодевание священнослужителей, каждое из которых несет в себе не только ритуальную декоративно-визуальную функцию, но и имеет философское обоснование. Конечно, для меня, как дизайнера одежды, декоративные элементы церковных облачений не раз являлись источником для вдохновения.