СВЯТАЯ ТРОИЦА. ПЯТИДЕСЯТНИЦА. $IMAGE1$ После Пасхи, Троица - самый близкий православному сердцу праздник. В праздник Троицы Православная Церковь отмечает великое событие в истории человечества - сошествие Святаго Духа на апостолов в виде огненных языков. Название Пятидесятницы праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, иудеи стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах. После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа шел десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. Все апостолы, вместе с Божией Матерью единодушно находились в Иерусалиме в Сионской горнице по прямому указанию Господню, который призывал их не отлучаться от Иерусалима до тех пор, пока не получат обещанную силу свыше. И вот, в третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13) внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. И явились огненные языки и почили, то есть как бы установились, по одному над каждым из присутствующих в горнице. Именно так это великое событие изображается на иконах праздника Святой Троицы - пребывающие вместе апостолы и Божия Матерь обращены взорами к небу, а над главами у них изображаются знаки Божественного огня. Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Богу. И каждый из них начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире. Шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев, пришедших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. Каждый слышал какого-нибудь одного апостола, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые предположили, что ученики Христовы - пьяны. Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святаго Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли". Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, ''они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?'' ''Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа'', - отвечал им Петр. После сего ''охотно принявшие слово'' немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой ''присоединилось в тот день душ около трех тысяч'' (Деян.2,37-41). Таким образом, начала устрояться на земле святая Церковь Христова. Поэтому день Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию. Сошествие Святого Духа на апостолов, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали ''Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа'' – ''Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную''. В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне, которая совершается сразу же после окончания Литургии. (Из архива газеты "Успенский благовест")
|