УСПЕНСКИЙ ПОСТ Пост установлен Самим Богом еще на заре человечества. В раю Господь заповедал Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла. Вот это и была первая заповедь о посте. Она была так важна, что с ней было произнесено Богом наказание вечной смертью за нарушение ее. Через невоздержание первых людей смерть поразила все человечество. За нарушение поста человек был изгнан из рая, и вновь обрести рай без поста невозможно. Рассуждая о посте, святитель Василий Великий говорит, что если нарушение поста послужило первому человеку в осуждение, то соблюдение поста служит людям в оправдание. Все святые соблюдали пост: постились ветхозаветные праведники, постился пророк Моисей и удостоился беседовать с Богом на горе Синай, постился великий пророк Илия и был живым взят на небо, постились апостолы и все новозаветные святые. «Приведи на память всех святых, - пишет святитель Василий Великий, - бывших от начала века… и подражай их образу жизни, если домогаешься участи с ними. Что упокоило Лазаря в недрах Авраама? Не пост ли? А жизнь Иоанна Крестителя была единый пост. А святого апостола Павла… пост возвел до третьего неба» (Свт. Василий Великий. Творения. Ч.4. С.14). Таким образом, «все святые имеют свидетельство о своем воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей обязывает нас к нему» (Свт. Василий Великий. Творения. Ч.5. С.124). Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей и тем самым освятил пост Своим примером и нас наставил побеждать диавольские искушения с помощью поста и молитвы. «Как началом всему худому служит упокоение чрева и расслабление себя сном, возжигающее блудную похоть, так святой путь Божий и основание всех добродетелей – пост, бдение, бодрствование в службе Божией, в распинании тела целый день и ночь, в противность сладости сна. Пост – ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержания, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума…предшественник всех добрых дел» (Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические, М.,1993. Слово 21. С.89). Святая Церковь установила четыре многодневных поста в году. С 14 августа начинается Успенский пост, продолжающийся до праздника Успения Божией Матери, т.е. до 28 августа. Древнейшее упоминание о нем как о посте "осеннем" находится у папы Льва Великого. С 1166 года определением соборным при Константинопольском патриархе Луке Хрисоверге во всех восточных Церквях установлен единообразный порядок совершения этого поста. Установлением Успенского поста Святая Церковь побуждает нас, с одной стороны, к духовному преображению, связанному с праздником Преображения, имеющему место в начале поста (19 августа), а, с другой стороны, к подражанию Божией Матери, Которая всю Свою жизнь провела в подвигах поста и молитвы. По строгости Успенский пост приближается к Великому. Во весь этот пост, кроме дня Преображения, Устав запрещает вкушение рыбы; в субботу и воскресенье позволяет вареную пищу (варение) с растительным маслом и вино; во вторник и четверг – варение без масла; в понедельник, среду и пятницу – сухоядение. Христианский пост всеобъемлющ: он включает в себя воздержание как телесное, так и духовное, ибо одно только воздержание от пищи не принесет никакой пользы для спасения. Поститься должны и наше чрево - от тяжелой пищи, и глаза – от соблазнительных зрелищ, и уши – от слышания непристойных речей, и язык – от сквернословия, празднословия, осуждения, и, конечно, наши ум и сердце – от греховных вожделений. «Истинный пост – есть устранение от злых дел» (Свт. Василий Великий. Творения. Ч.4. С.17). Итак, дорогие во Христе братия и сестры, постом и молитвой, покаянием и верой оградим себя от демонских полчищ, пытающихся подчинить нас своей злобной воле, и наполним наши сердца добрым Христовым миром и евангельской любовью. Аминь.
|