«ТАИНСТВО БРАКА - ТАИНСТВО ЕДИНЕНИЯ» Конференция о браке и семье
Обсуждение
некоторых вопросов на прошедшей в Питере конференции «Таинство брака -
Таинство единения» вызвало в среде православных христиан некоторое
недоумение... Вот что конкретно было сказано о. Георгием Митрофановым на конференции и что смутило православных людей:
"По
словам отца Георгия, господство прочной православной патриархальной
семьи в дореволюционной России – не более чем расхожий миф современного
церковного сознания. Вопреки мнению многих современных проповедников и
историков-патриотов, в России никогда не преобладало христианское
представление о семье и браке. Среди сонма русских святых, подчеркнул
отец Георгий, практически отсутствуют семейные люди. Даже среди святых
женщин большая часть – либо монахини, либо разорвавшие со своей семьей
или овдовевшие мирянки. На вопрос о легендарных святых Петре и
Февронии как примере идеальной супружеской пары в русской агиографии
отец Георгий ответил с нотой сомнения: «Нам неизвестно доподлинно,
существовали ли эти люди вообще».
На
протяжении веков, отметил отец Георгий, представление о браке как о
Таинстве было чуждо русскому народу. Так, до XV века Таинство Брака,
венчание, как правило, вообще не совершалось в семьях русских крестьян
и считалось «требой» для знатных и богатых. Лишь в Синодальный период,
по мнению докладчика, в России начинает складываться феномен
православной семьи. В основе это явление – «хотя и запоздалое,
воспитание народа Церковью в плане выработки у него наряду с бытовым
благочестием религиозного мировоззрения. Однако и тогда семейные устои
в России остаются очень слабыми. (????!!!!! а как же семьи, в которых
воспитались прпп. Сергий, Серафим и другие Святые?)
В этой связи
отец Георгий подверг резкой критике ныне широко популяризируемую книгу
«Домострой». «Хотя у нас «Домострой» по-прежнему остается популярным во
многих, в том числе и православных, кругах, с евангельской точки зрения
он не являет нам образ жизни христианской семьи», - отметил он. «То
представление о семье, которое изложено в «Домострое» и которое сегодня
подчас культивируется в Церкви, может вызвать у молодых людей
недоверие, а то и вовсе отторжение от самой идеи семьи, - сказал отец
Георгий. - В «Домострое» нам предлагается культ патриархальной
многодетной семьи, больше напоминающей не христианскую, а
мусульманскую. Женщина там поставлена в положение почти что
неодушевленного «аппарата» по производству детей и обустройству быта». По
мнению отца Георгия, искать идеал христианской семьи в прошлом России –
едва ли перспективный путь для современных молодоженов: «Сейчас мы
столкнулись с таким положением вещей, которое делает проблему семьи
трудноразрешимой. Пытаться строить семью по каким-то патриархальным,
вычитанным из репринтных изданий представлениям - значит обрекать себя
на заведомую неудачу».
Публика восприняла выступление с
энтузиазмом, однако главным «камнем преткновения» стал вопрос о семье
царя-мученика Николая Второго. В зале было высказано суждение о том,
что именно семья царственных страстотерпцев является тем идеалом, на
котором надлежит строить семейную жизнь современным россиянам. Такой
взгляд вызвал четкое неприятие у докладчика: «Ошибочно было бы
воспринимать нашего последнего императора как пример во всем. Так можно
дойти до абсурда. Что ж, если он курил – так и нам курить надо? Николай
Второй – это пример того, как безвинно принимать смерть, а не того, как
надо строить семейную жизнь. Рассматривать царскую семью как идеал
православной семьи не приходится, - хотя это и была очень хорошая
семья. Дело в том, что эта семья стала для Государя определенным
искушением. Если бы он, имея такую семью, был бы не императором, а, как
и мечтал, гвардейским полковником, цены бы этой семье не было. Но он
стоял во главе государства и оставил свою большую семью – Россию ради
малой семьи».
«Вода живая», 09.01.2008
|