Диакон Михаил Першин
Вся история Церкви прошла под знаком споров и конфликтов. Уже апостолов не шокировали дискуссии, полемика и даже взаимные огорчения среди христиан. Вот завет Апостола Павла о необходимости разномыслия:
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19) Здесь особенно неожиданно то, что синодальный перевод "разномыслия" в греческом оригинале звучит как "ереси" (правда, во времена апостола Павла это слово означало нечто иное, нежелие искажение веры)
Вот характеристика трудов апостола Павла, данная апостолом Петром: как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. (2 Пет 3:16)
А вот как описывает взаимоотношения апостолов и их учеников евангелист Лука (автор и Деяний Апостольских):
Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, (Деян 15:37-40)
Молчит мертвое или запуганное, или то, чему нечего сказать. Спорит живое. С Ириной Яковлевной Медеведевой и Татьяной Львовной Шишовой, с диаконом Андреем Кураевым и Кириллом Фроловым есть о чем спорить. Многие спорят, при этом оставаясь в Церкви. Этим и доказывается нетоталитарность Православия: входя в него, нет необходимости отключать голову. Можно и нужно думать и прояснять позиции. В наш век дискурсов и толерантностей это, скорее, благая весть. Но вот что важно: быть корректным в критике и суждениях. Только неагрессивная интонация способна убедить. Надо учиться у апостола Павла, который был возмущен духом при виде идолов, коими заселили свой город афиняне (см. Деян 17:16), но нашел для язычников необличительные слова приветствия: И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. (Деян 17:22)
Я бы приветствовал дискуссии и разномыслия, если бы не одно "но". Слишком уж часто они принимают форму доноса: А вот отец такой-то сказал то-то не так! И вал писем от "народа" на стол архиерею. Причем, анализ текста часто показывает, что автор у этих писем один, хотя и написаны они разными почерками. Или гневная разгромная статья в каком-либо православном журнале. Вот такая полемика, действительно, дискредитирует образ Православия. Если вы между собой не можете по-человечески, как вас можно в светские школы и вузы допускать? Так что спору - спорово, а этикету - этикетово.
|