«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что
муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но,
как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите
своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить
ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною
Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она
была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела:
любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к
своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены
тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и
мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я
говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену,
как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5. 22-33).
Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом
Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу
еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение
Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина,
соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности
становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению,
является одной из важнейших целей брака.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», —
восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол
Павел (1 Тим. 2. 13).
Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе
как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во
чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в
тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс.
138. 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои
руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня,
как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и
жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух
мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во
чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1.
5-6), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш»,
— это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати
апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина,
учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во
утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века
Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на
рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит
осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе
суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и
8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной
Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой
Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет
различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн
Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».
|