ВОСКРЕСЕНСКАЯ СЛОБОДА
Вторник, 25.07.2017, 19:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
» Меню сайта

  • Информация о сайте
  • Каталог файлов
  • Каталог статей
  • Дневник
  • Форум
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Доска объявлений
  • ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
  • Страница размещения
  • Вопрос/ответ
  • Собор Св.Троицы г.Ангарск
  • » Категории раздела
    Мои статьи [68]
    Статьи наших гостей. [0]
    Статьи гостей, тематика: Вера, психология, педагогика православная, исскуство, Россия.
    Психология [0]

    » Наш опрос
    Нужен ли Российской армии институт военного священства (капелланов)
    Всего ответов: 355

    » Статистика

    » Форма входа

  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Литургия и литургические термины

    Тем, кто не недавно пришел в храм, зачастую бывает сложно сразу сориентироваться во всех тонкостях богослужений. Обилие незнакомых слов, большей частью греческого происхождения, затрудняет восприятие. Но со всем этим достаточно легко справиться. Достаточно просто узнать перевод, объяснение этих терминов и их символическое значение, и многое станет понятно и доступно. В полной мере откроется красота и глубокий смысл православного богослужения. Итак, предлагаем Вашему вниманию краткий список литургических терминов:

    Акафист – дословно – «неседальная песнь», т.е. служба, которая совершается только стоя. Акафист состоит из ряда икосов и соответственного числа кондаков. Икос заканчивается  кратким призыванием или славословием Бога, Богоматери или святого («радуйся» и т.д.), кондак – славословием Бога: «Аллилуйя» (по-еврейски – «хвалите Бога»).

    Антифон – «противугласник», т.е. попеременное пение стихов песнопения двумя хорами, или ликами. Некоторые антифоны называются еще степенными – это псалмы 119-133, которые в древности иудеи пели хорами на ступенях (слав. – «степенях») Иерусалимского храма.

    Бдение всенощное – продолжительная торжественная служба, состоящая из соединения вечерни, литии и утрени с присоединением в большинстве случаев часа первого. В прежнее время, а теперь лишь в некоторых монастырях (например на Афоне) служба эта продолжается всю ночь.

    Богородичен догматик – песнь в честь Богородицы, в которой с похвалой Богородице соединено учение (догма) о Личности Иисуса Христа, как Богочеловека, и о сущности Его Воплощения. По уставу, богородичны догматики поются после стихир на «Господи, воззвах» на великой вечерне на восемь гласов в субботу и в некоторые другие дни.

    Вечерня – служба, совершаемая по большей части вечером, как указывает само ее название. Она может совершаться и днем, как, например, в некоторых случаях перед Литургией. Ее характерным признаком является пение псалма 140 – «Господи, воззвах» и гимна «Свете тихий».

    Возглас – произносимая священником вслух заключительная часть молитв. В нем большей частью славословится Святая Троица – Отец, Сын и Святый Дух.

    Вход – богослужебное действие, состоящее в том, что служащий иерей (один или с диаконом) выходит из алтаря северными дверьми к амвону и от амвона проходит царскими вратами в алтарь к престолу. При этом переносится – в зависимости от службы – кадило, Евангелие или Святые Дары. Вход с Евангелием на вечерне и литургии бывает, когда читается Евангелие, а также за архиерейской службой. Он называется малым. Вход с Дарами бывает только на литургии и называется великим входом. Малый вход означает шествие Спасителя на проповедь, Великий вход символизирует шествие Спасителя на страдание и смерть.

    Глас – один из восьми церковных музыкальных ладов-напевов. Ввел их в богослужебную практику св. Иоанн Дамаскин (VIII в.).

    Ексапостиларий – букв. «посылаемый» или «высылаемый» - особое песнопение на утрени, содержание которого заимствуется большей частью из прочитанного Евангелия. Свое название оно получило оттого, что напоминает о послании апостолов на проповедь Евангелия и просит о ниспослании особой Божией милости (Духа Святого, спасении, света). Ексапостиларий, поемый после канона, ко времени возглашения «Слава Тебе, показавшему нам свет», называется светильном.

    Ектения – букв.: «протяженность» - последование кратких молений (прошений), соединенных в одно целое. Ектении бывают: 1) великая, состоящая из двенадцати молитвенных прошений; 2) малая – из трех прошений; 3) сугубая – число прошений различно (воззвание певцов или народа – «Господи, помилуй» - в ответ на прошения повторяется трижды); 4) просительная, тоже состоящая из различного числа прошений, из которых одни сопровождаются пением «Господи, помилуй», другие же оканчиваются словами: «У Господа просим» и сопровождаются пением: «Подай, Господи».

    Задостойник – песнопение из литургии в честь Божией Матери (ирмос 9-ой песни канона), исполняемое вместо «Достойно есть» в праздники Господни.

    Зачало – отдел Евангелия или Апостола для богослужебного употребления.

    Изобразительны – богослужение, совершаемое вместо литургии, когда ее не бывает (отсюда в просторечии служба эта называется «обедницей»), или соединяемое с литургией, когда она совершается. Название этой службы указывает на то, что она есть изображение, т.е. подобие или образ Божественной Литургии.

    Икос – букв.: «дом» - особая песнь, сопровождающая кондак. Она содержит объяснение сущности праздника или похвалу святому, воздвигая ему как бы словесный храм (дом) или памятник.

    Ипакои – букв.: «повиновение», «послушание», «внимание», - песнь, которую следует слушать стоя и с особым вниманием. Она заменяет собою седален и напоминает о том внимании, с каким должна быть выслушана эта церковная песнь.

    Ирмос – букв.: «сплетение», «связь» - песнопения, входящие в состав канона и написанные определенным размером  по особому плану. Они составляют основу и связь песней канона.

    Кандия – букв.: «шумная» - медная чаша на ножке (по ней ударяли железным язычком для производства звона перед службой); также лампада и сосуд для освящения воды.

    Канон – букв.: «правило» - особая форма богослужебных песнопений. Входит в состав утрени и некоторых других служб. Состоит из ряда песней, связанных единством воспеваемого предмета и составленных по определенному правилу, отсюда и название. Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Максимальное число песней равно девяти. Но етсь каноны из восьми (чаще всего), четырех, трех и двух песней. Они так и называются – четверопеснцы, трипеснцы, двупеснцы. Обыкновенно ирмосы поются, а тропари читаются. Иногда тропари канонов называются также стихами. В церковной терминологии слов «канон» употребляется также для обозначения состава Священного Писания Ветхого и Нового Завета и церковных законов (так называемые «правила»).

    Катавасия – букв.: «схождение» - ирмос канона, который поется в заключение песни. Для пения его оба клироса (или хора) сходятся посреди церкви, отсюда и название.

    Кафизма – букв.: «седален», - один из двадцати отделов, на которые разделена Псалтирь, во время чтения или пения которых разрешается сидеть. Приблизительно такое значение имеет термин «седален».

    Кондак – букв.: «маленький икос» - песнь, содержащая краткую похвалу святому или празднику (с изъяснением содержания его).

    Лития – прошение, моление, молитва общая от  лица всех. Совершается в притворе храма или вне его, в ней принимают участие все верные. Обычно литией называется часть всенощного бдения между вечерней и утреней, состоящая из пения стихир на литии и особых прошений, произносимых диаконом, на которые певцы отвечают многократным «Господи, помилуй!». Литией называется также особое краткое моление о усопших.

    Октоих – букв.: «восьмигласие», «осьмогласник» - книга, содержащая недельные (на всю седмицу) службы всех восьми гласов.

    Отпуст – заключительное благословение священника в конце какой-либо службы. Он содержит всегда упоминание Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых. В начале его имеются слова: «Христос, истинный Бог наш, молитвами…» Характерное  завершение отпуста: «…помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

    Панихида – заупокойная служба, служба в память усопших. Она, подобно службам погребения усопших и ряду других служб (например, молебны, а также таинство елеосвящения), строится по типу утрени, а так как утреня входит в состав всенощного бдения, то и эта заупокойная служба получила название «панихиды» - «всенощной», тем более, что первые христиане часто совершали погребения своих усопших и молитвенное поминовение их в ночное время, очевидно, вместе с общими своими службами.

    Парастас – «предстояние» - молитвенное поминовение усопших, включающее заупокойное всенощное бдение и великую панихиду о них.

    Паримия – букв.: «притча», «прообраз» - чтение, преимущественно из Ветхого Завета, прообразующее событие Нового Завета, в честь которого совершается богослужение.

    Повечерие – букв.: «после ужина», «после вечери» - служба, совершаемая после вечерни (в некоторых монастырях после вечерней трапезы). Она совершается в благодарность за прошедший день, за начало ночи и в воспоминание смерти. Повечерие бывает малое (в старину называлось «повечерница») и великое (в Великом посту на 1-ой седмице так называемые «мефимоны»). На повечерии обычно читается канон дня или покаянный. Повечерие входит составной частью в ежедневное молитвенное правило и в Правило ко святому причащению.

    Подобен – песнь, содержание, размер и тон, а также глас которой являются образцом для других песней.

    Полиелей – букв.: «многомилостиво» - от повторяющегося припева «Яко в век милость Его» или «многомаслие» - от множества возжженных лампад, обилия освещения – торжественное пение на утрени стихов Пс. 134 и 135, начинающееся со слов «Хвалите имя Господне». В практике Русской Православной Церкви полиелей соединяется с величанием празднику или святому и чтением Евангелия.

    Полунощница – служба церковная, получившая название по времени, когда должна освершаться. Этому соответствуют и поемые на ней песнопения, например, тропарь « Се Жених грядет в полунощи». В ней выражаются мысли о смерти, воскресении мертвых и пришествии Христовом. Пасхальной полунощницей называется служба, которая совершается непосредственно перед светлой заутреней и на которой поется канон Великой Субботы перед плащаницей Христовой.

     Причастен, иначе киноник – стих из Священного Писания, поемый на литургии во время причащения священнослужителей после пения «Един Свят, един Господь».

     Прокимен – букв.: «предлежащее» - стих из псалма, произносимый большей частью перед чтением Священного Писания и являющийся как бы эпиграфом или введением.

    Самогласен – песнь, имеющая собственный напев в отличие от осьмогласия.

    Синаксарий  - особое повествование, в котором собрано все важное и достопримечательное, касающееся сущности празднуемого события. Синаксарий полагается читать обыкновенно после шестой песни канона. Читают его большей частью лишь в монастырях.

    Славословие – песнопение, выражающее прославление. Малое славословие – это возглашение «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и т.д. великое славословие – ангельская песнь «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2,14), к которой присоединяется гимн, начинающийся словами «Хвалим Тя, благословим Тя» и т.д., приписываемый св. Афанасию Великому. Великое славословие читается или поется на утрени, на повечерии и некоторых других службах.

     Стихира – букв.: «многостишие», «избранные стихи» - особые песнопения, писанные стихами определенного размера, на определенный глас, которым предшествуют стихи Священного Писания, большей частью из псалмов. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: на «Господи, воззвах», на литии (на вечерне и утрени), на хвалитех (на утрени). Количество их различно.

    Стихословие – так называтеся чтение или пение Священного Писания (главным образом псалмов) по стихам – иногда с припевами и добавочными текстами, выражающими сущность праздника.

    Трисвятое – ангельская песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

    Тропарь – особая песнь, прославляющая праздник или святого. В каноне тропарями называются стихи молитвенного содержания, писанные в одном размере и одном ладу с ирмосами и составляющие песнь.

    Утреня – утреннее богослужение, самостоятельное или вторая часть всенощного бдения. Главными частями ее являются шестопсалмие, канон и великое славословие, иногда полиелей.

    Часы – молитвословия, состоящие из трех псалмов, а также тропарей и молитв, приспособленных к священным воспоминаниям каждой четверти дня, особенно к обстоятельствам страданий Спасителя. Совершение часов соединяется большей частью с другими службами: обычно 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й читаются перед литургией, а 9-й – перед вечерней. Кроме вседневных, или обычных, часов есть часы великопостные, царские, или великие (в Великую пятницу, в навечерия Рождества Христова и Богоявления) и пасхальные. На великопостных часах читаются кафизмы и паримия (на 6-м часе). На утренних часах читаются особые псалмы, паримии, Апостол и Евангелие. Великопостные и утренние часы соединяются с изобразительными. Пасхальные часы не содержат псалмов, а только пасхальные песнопения.

    Шестопсалмие – чтение подряд псалмов 3-го, 37-го, 62-го, 87-го, 102-го, 142-го на утрени. Оно выражает покаянное настроение и упование на милость Божию.

    Категория: Мои статьи | Добавил: VoskreSloboda (15.02.2010)
    Просмотров: 507 | Теги: православие, литургия, литургические термины
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    » Поиск

    » Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz