Москва, 26 ноября, Благовест-инфо. Тон конференции задал доклад главы Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, который заявил: «Сегодня важно нести слово о вере на доступном языке посредством СМИ, с полным техническим оснащением». По словам докладчика, «на переднем крае фронта борьбы за сознание человека» Церкви очень важно использовать, помимо традиционных (газет), «те средства коммуникации, которые сейчас активно развиваются и входят в каждый дом». Архиерей отметил, что противников такого взгляда – «суперправославных», которые считают, что Интернет от беса» — становится все меньше; зато все больше священнослужителей и мирян согласны, что «интерактивное православие должно набирать силу».
Чтобы священнослужители могли вести миссию в Интернете, их необходимо готовить к этому в семинариях; подобный курс уже введен в Белгородской миссионерской семинарии, упомянул архиепископ Иоанн. Конференция «Интерактивное православие: свидетельство, коммуникация, аудитория
Выступивший вслед за ним протоиерей Николай Агафонов тоже обратился к практическому аспекту темы: он предложил учредить при миссионерском отделе каждой епархии должность «освобожденного» (от прихода) священника, который вел бы постоянную работу в Интернете. При этом выступавший призвал «залезать во все сайты», не ограничиваясь «своим православным домиком» — так он представляет себе «хорошую православную интервенцию». «Если мы не будем присутствовать в Интернете, там будут другие», — резонно заметил о. Николай, подчеркнув «большие возможности проповеди в Интернете». Протоиерей Николай Агафонов
Дискуссии необходимы в современной Церкви, и, пока не заработала дискуссионная площадка Межсоборного присутствия, большое значение имеет обмен мнениями в виртуальном пространстве, считает Сергей Чапнин.
Однако пока «сугубо церковные» дискуссии в Интернете мало эффективны: их результаты не обобщаются, не становятся «основанием для принятия церковных решений», заметил журналист. Он полагает, что основной и самой действенной площадкой для обсуждения важных тем являются сегодня ЖЖ и блоги: именно там православные «люди с позицией» могли бы работать над «соборной рецепцией» важных для Церкви событий или, например, «усвоением» новых инициатив Патриарха Кирилла. Размышляя над тем, что становится препятствием для развития «православного дискурса» в Интернете, С. Чапнин назвал «партийность», анонимность, низкий уровень образованности участников дискуссии и т.д. «Анонимность в сети – настоящее зло», — продолжила главный редактор журнала «Нескучный сад» и портала «Милосердие.Ру» Юлия Данилова, предложив «поставить преграду» — просто игнорировать анонимные сообщения. Она привела пример «информационного вируса», на который «повелось» дней десять назад православное сообщество, пересылая друг другу СМС о готовящейся казни 22 миссионерских семей в Афганистане. Желание скрыться за ником связано с проблемой персональной ответственности в Интернете: оказывается, многие не воспринимают свои личные блоги как публичные площадки, что становится причиной многих конфликтов, заметила выступавшая. Помимо проблем, она говорила также о «невиданной оперативности и действенности» сетевых механизмов в организации реальных православных сообществ, в частности – общины добровольцев при московской Епархиальной комиссии или группы попечения о домах престарелых «Старость в радость».
Писатель и публицист Константин Ковалев-Случевский в своем полемическом выступлении расширил понятие интерактивности православия, имея в виду не просто присутствие православных в Интернете, а интерактивность как оппозицию консервативности, как ситуацию активного взаимодействия Церкви с современным светским миром, «серьезных изменений в сознании, в способах принятия решений, в открытости встречных шагов». Такая позиция заставляет автора ребром поставить вопрос о «гранях возможного и дозволенного»: каким образом Церковь должна идти навстречу миру? Что можно и что нельзя менять в Церкви? По его мнению, сохраняя «непонятный» язык богослужения, стереотипы традиционного православного поведения и внешнего вида, церковные люди двигаются «по пути музейного сознания». «Но церковь — не музей. Современность убегает, а мы ждем. Церковь не должна спешить, но и не должна топтаться на месте», — рассуждал К. Ковалев. Предваряя обвинения в «обыкновенном обновленчестве», он утверждал, что живое взаимодействие Церкви с миром и есть «та самая интерактивность», однако пока, по его наблюдениям, «наша Церковь двигается в сторону иллюзии интерактивности». Юрий Белановский Заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Юрий Белановский предложил посмотреть на проповедь православия в Интернете с точки зрения новообращенного: оказывается, по большей части, в сети представлено «идеальное» православие (сведения о вероучении, богослужении и т.д.)
Тогда как в миссионерских целях необходимо говорить о личном опыте христианской жизни – о «реальном» православии, не оставляя неофитов «наедине с самими собой». Иначе «часть из них становится фарисеями, уверенными в тождественности «личного» и «идеального» православия, а часть «идет вразнос», устав от запретов», поделился опытом миссионер. С точки зрения «личного» православия он считает весьма эффективным общение в блогах – своего рода виртуальных христианских общинах, которые дают «адекватную картину православной действительности».
|