ВОСКРЕСЕНСКАЯ СЛОБОДА
Вторник, 23.04.2024, 19:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
» Меню сайта

  • Информация о сайте
  • Каталог файлов
  • Каталог статей
  • Дневник
  • Форум
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Доска объявлений
  • ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
  • Страница размещения
  • Вопрос/ответ
  • Собор Св.Троицы г.Ангарск
  • » Категории раздела
    Мои статьи [68]
    Статьи наших гостей. [0]
    Статьи гостей, тематика: Вера, психология, педагогика православная, исскуство, Россия.
    Психология [0]

    » Наш опрос
    Нужен ли Российской армии институт военного священства (капелланов)
    Всего ответов: 358

    » Статистика

    » Форма входа

  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Христианство и чувство юмора
    Каким должно быть отношение христианина к чувству юмора и смеху как таковому, ведь с одной стороны, иногда без чувства юмора трудно, но с другой стороны, известно, что святые отцы высказывали отрицательное отношение к смеху? Скорее всего, суть проблемы здесь заключается в чувстве меры. Святые отцы тоже не были чужды чувству юмора, однако проявляли его крайне осторожно, ограничиваясь, как правило, легкой улыбкой и проявлением, скорее, духовного радования, но никак не безудержного веселия или насмешничества, свойственного уже духу мира сего. В человеке и его душе, еще со времени творения Богом мира, заложено множество свойств и способностей, которые изначально не могли быть греховными, поскольку все сотворено Богом «добро зело». Однако в дальнейшем, в следствие грехопадения, все основные свойства и движения человеческой природы подверглись искажениям, стали подвержены действию страстей. Очевидно, что и чувство юмора, изначально также данное Богом человеку, легко подчиняется действию страстей и превращается в не должную иронию, «колкое насмешничество», травление анекдотов и т. д., почему и христианину стоит проявлять здесь разумную осторожность, стараясь следовать чувству меры как таковому. Зачем же тогда вообще нужен человеку юмор, если это чувство так легко приобретает греховную окраску? Тем более, что дело спасения души есть весьма серьезная задача и, как мы знаем из Евангелия, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф.11:12). Казалось бы, очевидно, что при наличии столь серьезной цели, чувство юмора здесь плохой помощник, а то и вовсе может воспрепятствовать духовной жизни и делу спасения. Но все же, при более внимательном рассмотрении закономерностей духовной жизни и условий аскетического подвига, который может стараться предпринимать и современный человек, мы можем найти определенную пользу и в чувстве юмора, которое, в свою очередь, при определенных обстоятельствах будет трудно чем-либо еще заменить. Связанно это, прежде всего, с тем, что всякий человек поражен такой фундаментальной страстью, как гордость. Даже уже имея веру и, ради спасения собственной души, предпринимая те или иные усилия, христианин часто делает это гордостно, с упованием ни сколько на Бога, сколько на собственные силы, когда следствием этого бывают явные неудачи, скорби, падения и – в виде наихудшего результата – уныние. В такой ситуации чувство юмора – отнюдь не помеха. Иногда гораздо безопасней осознать собственные неудачи не с унынием, но с определенным юмором: вот ведь, действительно, куда меня моя гордыня завела, прости меня, Господи! – ведь я веду себя из-за своего тщеславия просто смешно, и лучше я над собой сам посмеюсь, чем буду упорствовать в собственной гордыне. Не умение осознать собственную неправоту, нетрезвость, гордыня, часто приводит к действительно печальным результатам – как в масштабе одной личности, так, порой, и в исторических масштабах. Конечно, для преодоления собственной гордыни нужна прежде всего помощь Божия, но полноту Божественной благодати еще нужно, как говорят святые отцы, мало по малу взыскать, тогда как в борьбе с собственным самообольщением лучше лишний раз поставить себя на место, чем пребывать в тоске и не проходящей печали. К сожалению, в обыденной жизни можно найти много примеров того, как излишняя требовательность к себе и другим людям, упорствование в собственных заблуждениях или, что называется, не гибкость - быстро приводят к духовным сломам и даже душевным заболеваниям. Чувство юмора в таких случаях (при отсутствии высоких духовных дарований), что костыли для безногого, своего рода – наименьшее из всех зол. Можно заметить, что многие современные христиане так озабочены собственным спасением, что никого и ничего вокруг не замечают, производят впечатление людей угрюмых, напряженных, сложных в общении. Другой крайностью является своего рода протестантская гипертрофированная веселость, обязательная принужденная улыбка. Ни то и ни другое, по видимому, не является истинным, отвечающим правде Божией. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1Фесс.5:16), - говорит апостол Павел. Верующий во Христа должен быть радостным, светлым человеком. Это достигается только с помощью Божией, по молитве, обретается не сразу, но такая цель – духовное радование – должна также нами ставиться. Конечно, беда еще и в том, что мы, как правило, почти не знаем, что такое истинное духовное радование, подменяя его обычным душевным веселеем. Таким образом, признав за чувством юмора некоторую, скорее душевную, чем духовную терапевтическую пользу, не рискнем слишком в эту тему углубляться, поскольку у святых отцов мы не найдем исчерпывающих суждений об этом свойстве человеческого характера, вероятно потому, что истинные аскеты и подвижники куда большее значение придавали духовному плачу о собственных грехах, чем той проблеме, которая затронута в выше приведенном вопросе. «Святые Отцы говорят, что царство Божие не приходит с соблюдением. Когда будем ожидать духовных радостей – тогда как раз можем (чаще всего так и бывает) не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. Больше того, преп. Иоанн Лествичник говорит: "Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольстится ею и не принять волка вместо пастыря". Эта мысль в разной форме высказывается всеми Св. Отцами. Все люди "удобно поползновенны" на всякий грех, а особенно на такие, не менее вредные, чем грубые. Усмотреть и побороть все никто не может своей силой, только сознание своей немощи, нищеты, греховности, неоплатной задолженности пред Богом, а отсюда непрестанный плач сердечный (сердце сокрушенно, от которого делается и смиренно), который имели все угодники Божии – вот правильное духовное устроение, ограждающее человека от падений, ведущее к духовным дарованиям и ограждающее эти дарования, если их сподобится он. Игумен Никон Воробьев. Нам оставлено покаяние (Письма духовным детям). Письмо 132.
    Категория: Мои статьи | Добавил: VoskreSloboda (07.09.2007) | Автор: Священник Андрей Спиридонов. W
    Просмотров: 739 | Комментарии: 1
    Всего комментариев: 1
    1 Стрельников Иван  
    0
    Ощущение радости или счастья, когда сын приехал издалека с матери, когда в семье родился ребенок, когда любимая ответила "да", когда Гагарин полетел в космос, даже когда сборная России по футболу забила гол невесть какой команде - это хорошо. Но это одно и само по себе. Чувство юмора и смех - это тоже не "два сапога - пара", это не причина и следствие, это совсем другая постановка вопроса. Смеются и скрипачи Большого театра, и головорезы пиратских деревень, но над совершенно разными вещами. Смех - это просто отказ человека испытать эмоции, соответствующие ситуации, тем более эта ситуация к тому же намерена ухудшиться. Это (не в сильно драматизированной степени) примерно то же самое, что и отверженность советского разведчика в гестаповском застенке, плюющего в рожу вражеского офицера и знающего наверняка, что его расстрелюят уж точно не за этот плевок в официальное лицо.
    Дай бог всем нам радоваться и смеяться от души, от чистого сердца!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    » Поиск

    » Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz